LGA1366

LGA1366 — первая из HEDT-платформ Intel, "дедушка" 2011, "старший брат" 1156. Эта платформа ещё не была так оторвана от народа, как 2011, поэтому материнок до наших дней сохранилось куда больше, и живые используемые компьютеры, на них собранные, тоже ещё встречаются.

Отличается трёхканальной памятью и характерным внешним обликом материнок с шестью слотами.

Процессоры

Image Unavailable
FX6300? Не, не слышали.

45-нм (поколение Gainestown, модели xx5xx) — мало интересны, поскольку отличаются от более доступных собратьев под 1156 сокет в основном контроллером памяти. Иногда можно видеть китайцев, продающих сборки с таким процессором и дешёвой mATX материнкой. Брать такое или нет — решать вам, но, имхо, в старой платформе не в максимально топовой конфигурации мало смысла.

Четырёхъядерные 32-нм модели тоже так себе — архитектура "ти́ковая", преимущество только в новом техпроцессе. Интереснее всего — появившиеся благодаря этому техпроцессу шестиядерные Xeon X56xx, прежде всего X5650. Пожалуй, это лучший вариант для апгрейда этой платформы с наиболее часто на ней встречающегося i7-920, который уже не соответствует званию флагмана и не способен раскрыть топовые современные видеокарты. Стоит X5650, правда, около 4 тысяч, лишь чуть дешевле, чем более современный E5-2670 под 2011 сокет.

Есть и ещё более бюджетный вариант — Xeon E5645, за свои 2,5 тысячи являющийся наиболее дешёвым шестиядерным процессором в природе. На 15 Вт холоднее, чем X5650 и имеет множитель 18 вместо 20, так что высоких частот будет достичь сложнее.

В наличии есть и низковольтные модели, но, блин, использовать флагманскую платформу и не накопить на нормальный кулер? Вы это серьёзно?

Материнские платы

Image Unavailable
Классический флагман!

Как уже было сказано, найти их легче, чем под 2011, но это компенсируется меньшим функционалом (можно сравнить возможности X58 с god-tier материнками под 775). К примеру, USB 3.0, наличие которого в современном компьютере очень желательно, делать придётся через внешний контроллер (благо линий PCI-E достаточно, целых 40 штук). Поддержки SATA 6 Gb/s тоже нет (хотя это, в принципе, не очень важно). Могут также встречаться неприятные сюрпризы в виде неподдержки 8-гигабайтных модулей DDR3.

Зато на X58 есть IDE и FDD. Последнее поколение, на котором не отказались от их поддержки. Можно продолжать пользоваться вашим старым DVD-резаком из эпохи Athlon XP и четвёртых пней, yay!

Конкретные модели

  • Максимально нищебродский вариант — китайские высеры mATX. Качество крайне сомнительно, слотов OCHE мало, плюс зачастую лишены третьего канала памяти. Не рекомендуются, даже несмотря на цену, порой опускающуюся ниже 5000 рублей. При этом, широко используются сборщиками-говноделами с Avito — опасайтесь таких "ультра-геймерских" компьютеров!
  • Если вы не хардкорный оверклокер и надо просто пользоваться — можно взять вполне приличные материнки от рабочих станций, в изобилии встречающиеся на Aliexpress и Ebay, платиновые варианты — те, что стояли в HP Z400 и Dell XPS 9000. Единственная проблема — отсутствие разгона в BIOS (но можно попытаться разогнать прямо из-под ОС), зато можно легко уложиться в 10 тысяч рублей с доставкой.
  • Ну а тем, кто желает гнать зион до OVER5000 и тягаться с современными i7, нужно искать старые оверклокерские материнки. В забугорных интернет-магазинах можно взять такую за ~12 тысяч. (Наиболее бюджетный вариант — Intel DX58SO, стоит примерно как вышеупомянутые OEM-материнки, но требует доработки напильником для разгона и странно работает с памятью.) В крупных городах на Avito можно урвать неплохую мамку за 8-9 тысяч, но это как повезёт.

Двухпроцессорные сборки

Такое тоже возможно. Огромным преимуществом перед подобными сборками на LGA2011 является охуенная доступность матплат: просто покупаешь её за смешные 6-7 тысяч рублей, вставляешь процессоры и пользуешься!

Недостаток — понятное дело, меньше ядер, старше архитектура. Система выйдет медленнее, причём значительно, а энергии потребляет почти столько же. Отсутствие AVX-инструкций может аукнуться.

А так, основные проблемы использования двухпроцессорных систем те же, что и у более популярных 2011.

Прочее железо

Видеокарты

В разгоне X5650 и прочие шестиядерники вполне вытягивают видеокарты вплоть до 980 Ti, так что смело можно брать любую флагманскую видеокарту уходящих в прошлое поколений GeForce 900/Radeon 300, а из новых — вплоть до GTX 1070 или гипотетического на момент правки Radeon RX490.

Оперативная память

X58 спокойно работают с обычной DDR3, а если мать от рабочей станции или сервера, то и ECC DDR3. Когда был создан 1366 сокет, планки больше 4 Гб были редкостью, так что в спецификациях часто написано, что материнская плата не работает с планками больше 4 Гб. На это можно не обращать внимания, в 95% случаев мать спокойно работает с 8 Гб планками после обновления BIOS, но на всякий случай лучше уточнить с помощью гугла. Также вследствие этого максимальный объем памяти бывает указан всего 24 гигабайта, но большинство матерей поддерживают 48 гигабайт.

В спецификациях к ЦП часто написано, что он работает на 800\1066\1333, на это можно смело забивать болт, и брать 1600-1866 память, в разгоне это будет только в плюс, но если вы не хотите тратиться, то можно брать 1333 и выставить множитель 6.

Двухканал или трёхканал? Разница не слишком большая, примерно 10-15%, и то в зависимости от приложения, иногда может ее не быть вовсе. Но раз уж трёхканал есть, то всяко лучше его использовать.

Разгон

Тут все прекрасно. На этой платформе актуален старый добрый разгон по шине, с некоторыми крутыми фишками, например, множитель памяти можно выставить ниже, чем он стоит в дефолте, и с 1333 памятью гнать шину аж до 220, не разгоняя память, либо наоборот, выставить множитель больше и получить частоту памяти 1600 при шине 133.

Но есть и минусы, кэш L3 питается от того же источника, что и оперативная память, находясь при этом в процессоре, это накладывает такую проблему, что нельзя выставлять напряжение памяти больше 1.65V, иначе кэш может просто-напросто сгореть. При разгоне также важно уделить внимание питанию чипсета, его тоже нужно повышать, например, анон долгое время не мог преодолеть частоту шины 174, пока не повысил напряжение на чипсете. Иногда препятствовать разгону может тайминг tRfc, тогда его просто нужно выставить 200 и забить. Довольно желательно (особенно на бюджетных материнках) дополнительное охлаждение мосфетов и чипсета.

Большинство мамок спокойно позволяют гнать шину до 200-210, на годных мамках можно гнать до 220-240.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License